ПРОСТРАНСТВО
Что такое пространство? Тут уместно вспомнить мысль Августина о том, что пока не спрашивают, я внутренне вроде понимаю и знаю, что такое время, а только спроси – ответить нечем. То же самое можно сказать о пространстве. Хотя мы истаскали оба понятия.
Ответ на оба вопроса должен иметься и, как и всё на свете, ответ этот должен быть предельно простым.
Самым простым (и, надо сказать, самым надёжным) был бы ответ, что никакого пространства и никакого времени попросту нет. Как не было их до Первотолчка, до акта преобразования Духа Божиья в современную форму материи. Первотолчком была сотворена только материя (по Библии – «свет»), которой были приданы самые простые и надежные свойства и качества. Например, способность к вечному неостановимому движению. Пространство и время есть только там, где материя, и никакими выделенными, только им присущими свойствами и качествами ни пространство,. ни время обладать не могут. Иначе сразу же возникнут множества неуправляемых сил, когда всякое согласованное развитие может быть невозможным.
Поскольку мы есть и надеемся быть, и не просто верим, но с убедительной наглядностью наблюдаем факт наличия согласованного развития, значит, мы принимаем за пространство и время некие совокупности свойств и качеств движущейся материи. Но эти совокупности свойств могут образовать выделенное качество только в Мире развивающемся, только при развитии. В Мире совершенном, уже не нуждающемся в развитии, не будет ни пространства, ни времени. Если с отсутствием времени разум соглашается с легкостью (ну его к чёрту, вечность и бессмертие лучше), то как с пространством? Да просто – при кубической симметрии Нового Иерусалима пространство потеряет качество как множественная совокупность свойств. У Пространства останется одно свойство – быть мерой местоположения объектов наличного Мира. Да и Время (а Время есть дьявол) не будет окончательно погублено, но, по Библии, будет как дьявол «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10). Т.е. время будет и при Вечности как атрибут «озера» огненного и серного, которое (озеро) и будет, видимо, выполнять некоторую функцию «моря», которого (моря, или воды) уже не будет (Откр.21:1).
По моей модели Первотолчка вначале из Духа Божия при посредстве физического вакуума создаются фундаментальные частицы «омега». По совокупности образующие некий идеальный кристалл как сплошное непрерывное тело. Потом создаются частицы «Ева» (как омега большая), которые, соединившись с частицами «омега», рождают фундаментальные микрочастицы «Каин», из которых составлена вся наблюдаемая Вселенная. Далее вся наблюдаемая материя до единой частицы сжимается идеальным кристаллом и загоняется в одну «точку» - в точку «Земля». «Земля», раскручиваясь обратно по спирали улитки (логарифмическая спираль), сбрасывает послойно верхние слои материи (водород и гелий), из которой уже строится Вселенная. Тоже в форме раковины улитки. (Живые улитки строят свой дом под управлением Пространства, повторяя форму Вселенной возвратным способом: приращение идет от ближнего пространства с удалением до самого дальнего края Вселенной. По дугам, близким к логарифмической спирали, расположены семечки в подсолнухе, чешуйки в шишках и т.д.)
Сбросившая почти всю материю Земля по инерции отрывается от самой же созданной Вселенной и строит Солнечную систему из ближней, наиболее плотной материи в условиях кубической симметрии. Вся остальная Вселенная строит свои объекты в условиях пространства, имеющего форму улитки. (Пространство там, где материя.)
Растратив инерцию, Земля, уже в виде Солнечной системы, возвращается в лоно Вселенной. Тогда и происходит библейский «Потоп» с деформацией кубического пространства Солнечной системы, с приданием напряжённости и поляризацией. Тогда и происходит метаморфоза воды и появляется Радуга.
Так есть оно, Пространство, или нет его? Пространство, конечно, есть. Если посмотреть на Вселенную со стороны, она будет напоминать формой раковину улитки (в «воображаемой» геометрии Лобачевского – псевдосферу). Т.е. Вселенная обладает неким телом, имеющим границы. Что ограничивает и охраняет (держит) форму этого тела? Поверхностные акустические волны (ПАВ) наподобие «Рэлея волн».
Вся Вселенная наполнена гиперзвуком. Однако мы его «не слышим» - по причине слабой настроенности на «глас Божий», подобно язычникам и идолам их (т.е. инструментам): «есть у них уши, но не слышат» (Пс.113:14). «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как-бы новую песнь» (Откр.14:2-3). (Ср.Откр.19:6; Пс.92:4; Иер.25:31;Иез.1:24; Деян.2:2 и др.)
Пророки и Апостолы слышат и шумы «вод многих», и шумы «как бы войска большого», и «рев племён», и звуки «грома сильного», а у «Славы Бога Израилева» (Иез.43:2) и у «подобного Сыну Человеческому» по Откр.(1:13-15) – «голос Его – как шум вод многих». Когда Иисус «ставил» Двенадцать (Мк.3:13-19), то братьям Зеведеевым, Иакову и Иоанну, нарек «имена Воанергес, то есть «сыны громовы» (ст.17). Христос «поставил» их вровень с громами небесными. (Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом» - см. ТБ к.Мк.3). «Сыны громовы», двое, поставлены работать с электромагнитным взаимодействием. Они – неразрывные братья как электричество и магнетизм, имеющие общего предка. А более обще – они – свет. Они – референты видимого света, собственно, Радуги.
Вселенная – это объемный клубок колебаний. И, большей частью, колебаний упругих («шумы»). Электромагнитные колебания («громы и молнии») – только производные от упругих. Ибо Бог «сынов громовых» «ставит», т.е. назначает. Как поставил заветом после потопа Радугу. Собственно, белый свет. Неуловимые нами, простыми смертными, ни ухом, ни «мысленно» «громы» гиперзвука держат тургор Вселенной как клубка упругих колебаний подобно как «многие воды» в живой клетке. Потому поверхностные акустические волны, отграничивающие пространство и как бы выполняющие роль «стенок» Вселенной, не должны нам казаться невозможными.
Это – картина наиболее общая, но так же происходит и по нисходящей, по всем подсистемам.
«Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племён! Они ревут, как ревут сильные воды. Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, - и они далеко побежали» (Ис.17:12-13).
Биоценозы и человеческие сообщества (клан, община, деревня, город, племя, народ, этнос, совокупное человечество) тоже представляют собой клубки упругих колебаний, их также можно принимать как физически структурированные тела. Как обособленные подсистемы в системе «Жизнь».
То же самое можно сказать о языках (искусственных в том числе). Когда мы, например, говорим «пространство языка», подразумеваем некую реальность, не очень-то и ошибаясь в ожиданиях. Мы знаем, что язык, он – живой.
Чтобы сохранить тургор, не завянуть и не засохнуть, все эти системы создают вокруг себя малопроницаемые оболочки, некие мембраны. Т.е . пытаются «одеться», подобно как Бог одел Адама и жену его в «одежды кожаные» (Быт.3:21).
Плоскости этих подпространств (биологических, языковых и иных) могут пересекаться, а могут и не сопрягаться, но развитие всех подсистем идёт под единым Законом, имея основой одни и те же формы взаимодействий. Можно сказать, что Вселенная – это клубки акустических волн на разных октавах. (Потому музыка, – как попытка души уложиться в формы и гармонию, - она только и может дать нам первое приближение к пониманию состояния мира сегодня, вчера и завтра. Тут надо добавить: современная попса (начиная от битлов), под которую неистово трясётся наша молодёжь – это музыка не сознания, но клетки. И надо сказать, что и «клеточная» музыка, и современный («новый») балет отражают и состояние религиозного чувства, и уровень научного ведения весьма адекватно.
Иоанн Богослов, как «сын громов» (т.е. как референт электрозвуковых и электромагнитных волн в пределах Радуги), описывает мир на языке света видимого. Т.е. на языке, доступном и нам, не имеющим как у него «ушей» для прямой настройки на «глас Божий», с тем, дабы мы могли понять образы Апокалипсиса без впадения в мистику (в измененные состояния сознания) и привлечения неких «потусторонних реальностей». По Библии, особенно в Апокалипсисе, никаких потусторонностей нет; нет никаких «множественностей миров» и прочих «бесконечностей». А есть только прямой как стрела путь развития к Конечной цели.
Иоанн Богослов на фоне большого шума от «множества вод» и звуков «сильного грома» слышит и выделяет голос «как-бы гуслистов, играющих на гуслях своих». Которые поют «как-бы новую песнь».
Откуда взялась эта «новая песнь»? Как и почему она возникла? И слышим ли её мы, не столь одарённые?
Пространство – это средство и способ бытия материи, перманентно воссоздаваемое (средство) движением акустических волн (способ), возникающими при взаимодействии вещественных систем, как для отграничивания всей Вселенной в целом (Пространство), так и для обособления развивающихся систем с выделением в подпространства с правами, обязанностями и возможностями селективной автономии.
В наиболее общей форме за пространство можно принимать всю совокупность взаимодействий, происходящих между объектами наблюдаемой вселенной за единицу времени. (За квант времени). По современным представлениям, развитие совершается как одновременный сдвиг всей системы: в каждый последующий момент времени происходит системный сдвиг во взаимодействиях, и Пространство – уже другое. Потому Пространство – живое. («Тварь» по Ап.Павлу). Ригведа описывает Мир именно по моментальным срезам (замечено ещё ак.Щербатским). Мир ежемоментно всё новый и новый. Селективно обновляются (или чахнут и рушатся) и выделенные, обособленные подсистемы (подпространства), и рождаются, растут и крепнут – новые.
То, что мы считаем скорость света постоянной, наверное, правильно. А вот то, что мы принимаем её как предел, выше которого никакая информация распространяться не может, и, полагая движение света прямолинейным, определяем расстояния и назначаем возраст Вселенной – это всего лишь показатель ограниченности (пока) наших анализаторов. Мы видим и слышим (анализируем) на диапазоне волн в пределах радуги, ни инфракрасные, ни, тем более, ультрафиолетовые волны анализировать (без приборов) мы пока не умеем. Тут наши «уши» не слышат. А приборы? А приборы, как и языческие идолы по Псалму, выдают только то, на что настроены и что мы готовы услышать. И мы не знаем, что, собственно, происходит во Вселенной в целом как системе.
Шумы «множества вод» пришли на Землю при Потопе. Когда Солнечная система воссоединилась со всей остальной Вселенной, тогда «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились». И «лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт.7:11-12). «Все» источники (т.е. не исключая ни одного) и создают великий шум, где большая часть «множеств» «шумят» на гиперзвуковых частотах, придавая напряженность (тургор) Вселенной как целому. Напряженность эта распределяется не равномерно – по малой кривизне «улитки» потенциал больший (там «стенки» Вселенной плотнее). Разность потенциалов (кривизну Пространства) Вселенная воспринимает как деформацию и аномальность и стремится, ликвидировав её, выпрямиться (потому галактики и разбегаются – ищут «место покоя»).
Поляризованность Вселенной как (придаваемое) свойство Пространства редуцируется во всех вещественных подсистемах (подпространствах) и является той самой «горкой», куда Сизиф катит камень. Система набирает потенциальную энергию (потенцию) (катит камень в гору), пока позволяет градиент потенциалов (склон горы), затем «камень» скатывается с преобразованием потенциальной энергии в кинетическую движения (развития).
Сегодня считается научным фактом, что развитие жизни совершается только за счет спуска предварительной напряженности. (Напр., см.А.И.Зотин, А.А.Зотин. Направление, скорость и механизмы прогрессивной эволюции. Термодинамические и экспериментальные основы. М., 1999). Пришедшее с Потопом поляризованное Пространство подгоняет эволюцию жизни прогрессивно: живые системы «убегают» от грозящего равновесия, увеличивая скорости биохимических реакций и обменных процессов и повышая степень упорядоченности. Сверхупорядоченный Человек нужен Вселенной затем, дабы снять боль напряженности по кривизне Пространства преображением и выводом Мира в состояние устойчивого неравновесия при кубической симметрии пространства.
Дабы диссипация энергии при спуске напряженности была рациональной и минимальной, Пространство (подпространства) упорядочивает Жизнь прогрессивно. Так, чтобы информационная система (генетическая, поведенческая, логическая) обрела достаточную сложность (разнообразие) и населенность под самовозпроизводство. («Дополнить число» по Откр.6:11).
«Когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр.8:1). Под седьмой печатью описывается время, когда появился человек, обладающий кристаллом «Давид» и владеющий речью. Собственно, История. Т.е. время логической информации.
«Безмолвие на небе» означает, что Небо завершено развитием, что Небо – чисто (от «многих шумов» - тоже). Что на небе теперь происходит только простое воспроизводство, и что развитие совершается только на Земле. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:9). Развитие совершается во времени, развитие знает Время. Под образом дьявола и сатаны Библия описывает Время. И вот Время (и «ангелы его с ним») низвержено с Неба на Землю. Небо – чисто, небо времени не знает.
Время–дьявол не смогло задержать появление логической информации, однако оно противодействует теперь становлению до полноты логической информационной системы. «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (12:2). Но как раз противодействие Времени и придает Истории темпоральное ускорение. Притом как «сильную ярость». Время-дьявол работает против себя в сильной ярости. Т.е. ускоренно, поэтому и знает, что «не много ему остается времени». «Сильную ярость» времени мы воспринимаем как прогрессивное ускорение темпа Истории. «Времени уже не будет.» (Откр.10:6). - Времени не будет, когда Мир в целом завершится развитием и никакой системе (включая логическую) не будет необходимости в расширенном воспроизводстве.
С отобщением на кресте Иисуса от информации и преобразованием Его в оператора «Христос», логическая информационная система обрела полноту и состоялась. Сейчас идет окончательная наладка и доводка. Однако цель Творения – Любовь.
И вот, выводить Мир в состояние «Любовь» нам придется самим.
Поскольку логическая информационная система «совершилась», хорошо бы знать, как она работает. Какие заложены туда принципы и какие в ней происходят процессы.
Логической мы называем информацию, передаваемую словом. Т.е. проблема в том, как сопрягаются человеческая речь и мировое пространство при строительстве логической информационной системы. Ведь вся надежда Мира, притом «надежда лучшая» (Евр.7:19) – в Слове и в слове.
Основной вопрос, каковой решает в своей «Божественной комедии» Данте и словом, и образом, и структурой текста, - «Как устроено и функционирует Пространство?»
По Данте, есть два больших пространства. Есть пространство человеческой речи (с подпространствами), собственно, пространство Истории, по которому его ведёт поэт Вергилий, признанный (и на небе) гений слова. И есть пространство Любви (тоже с подпространствами), где сила – у Беатриче, полусостоявшейся и полузабытой земной любви Данте. Которая и вымолила у неба, как гений земной любви, чтобы путешествие Данте по всем пространствам и подпространствам состоялось. Вымолила, как на прощание говорит Вергилий, «рыдая». Вымолила затем, чтобы всё увиденное, услышанное и познанное в своём путешествии и под водительством слова, и под управлением Любви Данте описал (как говорит Беатриче – «воспел») словами – «для пользы мира, где юдоль лишений». И это Данте удалось, хотя он сам жалуется, что, например, для описания Рая ему часто не хватает ни слов, ни образов, ни ведения. Однако. Однако послушаем хотя бы вот это:
Набросьте плат на мышь: метнётся к краю,
Волнуя ткань и вся сама волнуясь
(Понятно, чего хочет, полагаю);
Пожалуй, душу первую сравню я с
Нею: вточь так же свет сей всколыхнулся…
(Рай. ХХУ1).
Так описывает Данте свет души первого человека Адама («того, кто первым сотворен был»). И этот «свет» - уединенная волна. Т.е. – солитон. Данте «видит» и объясняет движение солитона даже лучше, чем современные физики. А ведь прошло почти восемьсот лет! Падает искусство слова? Или ведения? Или любви? Или просто разделилось всё на то, на другое и третье? Скорее да – разделилось. Разделилось как неизбежность. Беатриче (любовь) встречает Данте в «земном раю», где Вергилий (слово), только вступив, говорит прощальную (последнюю) речь и пропадает. «Земной рай» - это то, что мы свыклись (уже) называть «ноосферой». А по Библии – «Тысячелетнее царство Христа на Земле». И вот уже в земном раю надобность в человеческой речи отпадает. Отпадает надобность в гениальной речи (Вергилий), а более практическая речь ещё присутствует (Стаций), но и она, перейдя через реку забвения Лету и попив и омывшись в реке Эвноя (текущей из одного с Летой источника и как бы «двоящейся» с Летой), преображается и окончательно забывается.
Состояние после двух переходов (фазовых?) Данте описывает так:
Святейшим током, силы обновлявшим,
Я был омыт и заново воссоздан,
Сходен с растеньем, внове расцветавшим,
Чист и достоин подняться на звезды.
(Чистилище. ХХХШ)
Сила слова падает от гениальности Вергилия до посредственности. Стация и окончательно пропадает, но «воссоздается заново» бессловесное ведение (в моей интерпретации предыстории – «немое совершенство»). И расцветает. Речь – явление временное и временное; обновит Человека («Данте») в чистоту и в небесное достоинство святейший ток Любви. Ибо Человек, пройдя через дохристианскую (тьма ада) и христианскую (полусвет чистилища) эпохи Истории, подготовлен к озарению истинным светом Любви.